Похоронный дом Акрополь

Венки из живых цветов и венки из искусственных цветов

Венок — ритуальный предмет, символика которого связана с магическим осмыслением круга Венки как и гроб самые важные атрибуты ритуального обряда. Венок служил одним из элементов символической «свадьбы», которую устраивали для умершего. Венок возлагали на голову покойнику или на крышку гроба (либо их несли перед гробом, оставляли на могиле, привязывали к кресту и т.п.).

Как corona funebris, символизирует смерть, скорбь и возлагается на могилу или памятник. Таким же образом, венок невесты, с одной стороны, олицетворяет девственность, с другой – умирание в старой жизни и рождение в новой.

Ритуальный венок — символ скорби и печали.

Вашему вниманию мы предлагаем каталоги венков из живых и искусственных цветов

Венки из искусственных цветов

Венки из живых цветов

Символическое значение венка

Православный ритуал обряда прощания с усопшим стремится в цветах и венках выразить надежду на воскресение и вечную жизнь, а также почтить христианские достоинства умершего. Для погребального ритуала для венков выбирались растения сообразно их символическому значению:
 

  • красные розы знаменовали мученичество;
  • фиалки, лилии и белые розы нравственную чистоту;
  • барвинок, плющ, мирт, сосна и ель никогда не прекращающуюся жизнь и не прерывающуюся любовь к умершим;
  • кипарис являл собой знак праведника, утвердившегося в благодати Божией;
  • верба новую жизнь и воскресение.

Позднее символика растений на венках забылась, в ритуалах прощания появилось много светской суеты, далёкой от идеалов православия. В связи с этим Святейший Синод в 1889 году вынужден был воспретить ношение при погребальных процессиях венков с надписями и иных знаков и эмблем, не имевших церковного или государственного значения. Тогда же была запрещена светская музыка при погребении. История помнит пышные похороны погибших героев нашего Отечества во время войны с французами 1812 года с цветами, венками и гирляндами, со всеми воинскими почестями. Гирлянды (“венки” в переводе с итальянского) представляли собой листву, цветы или плоды, перевитые лентами и сплетённые в полосы.

Венки сначала употребляли для украшения зданий во время торжеств, они являлись распространённым декоративным мотивом в античной живописи и скульптуре и до настоящего времени применяются в отделке надгробных сооружений. В XIX веке в России в обычных похоронах, не связанных с воинской славой либо гражданскими почестями, куда большее в оформлении венков, значение придавалось все же вечнозелёному можжевельнику с его душистым смолистым запахом, густо устилавшему дорогу перед гробом во время выноса покойного. С годами еловые лапы пришли на смену можжевеловым, и в таком виде этот обычай сохранился и сегодня в провинциальной России.

Принадлежностью похорон именитых и состоятельных людей в прошлом веке был серебряный гроб с крестом белого глазета и зелёный венок “лавровый”, обернутый белой лентой.

Значение венка в прошлом

Первое упоминание о ритуальном венке относится к  Плейстоценовой эпохе. В пещере Shandiar на территории Северного Ирака при раскопках погребения относящегося к 60000 годам до НЭ, были обнаружены остатки  цветов. Цветы служили в ритуальном обряде источником благовоний затмевая запах исходящий от не живого тела человека. Создание современного траурного венка относят к Китайскому и Египетскому происхождению.

К концу XIX века венок приобретает все большую значимость. Этому способствовало развитие целлюлозно-бумажной промышленности, совершенствование технологии красителей, что дало возможность выпускать материал для искусственных цветов в больших объёмах, разнообразный по фактуре и колористике. Огромным количеством венков отличались похороны В.И.Ленина такого обилия зелени и цветов во время гражданской, а не военной панихиды, причём глубокой зимой, до этого в России не бывало. На похоронах были и венки из искусственных цветов, но больше из перевитой лентами еловой хвои.

В наши дни искусственная полимерная ветка окончательно пришла на смену натуральной основе русского венка еловой хвое, которая долгие годы придавала особый колорит нашему обряду погребения. Неповторимый терпкий запах этого вечнозелёного дерева подчёркивает скорбный и величественный характер церемонии похорон. Но, к сожалению, при всей своей неповторимости и красоте хвоя на венке недолговечна, венок из неё хорош только в первые дни после похорон, а потом неизбежно желтеет и осыпается.

Венки в наши дни

Интенсивное развитие химической индустрии позволило наладить выпуск цветов и венков из полимерных материалов. Преимущество их в том, что они способны долго сохранять свою привлекательность и месяцами могут служить украшением надгробий. Большое значение имеет эта особенность в современных условиях нашей жизни, когда действующие городские московские кладбища располагаются на окраинах большого города, и далеко не у каждого москвича есть возможность часто посещать могилы своих близких и ухаживать за ними. Гирлянды, цветочные композиции венки, сплетенные умелыми руками, могут оставаться на могильном холме в прекрасном виде целый год, а то и дольше. А ведь, как известно, примерно такой срок зачастую требуется для того, чтобы приобрести и установить памятник на месте погребения. Главным украшением венка являются цветы. Составление венков это особое умение и талант, результат творческой работы художников и дизайне ров. В каждом из них не менее ста цветов. А самый большой венок в высоком каркасе включает в себя более 300 разнообразных и редких экземпляров, и все они должны найти своё место в структуре этого ритуального украшения, в его колористике. Цветы располагают на поверхности венка отнюдь не произвольно, а с соблюдением его композиционных пропорций, включающих стилевые особенности каждого вида изделия, его цветовую символику. Сочетание красного и чёрного, красного и сиреневого, чёрного и белого придают венку торжественный, траурный вид.

Цветовые сочетания в венках

Как правило, в одном изделии допускается не более пяти цветовых сочетаний, а колористическая гамма расширяется за счёт декоративной зелени (тысячелистник, папоротник, лианы). Существуют и другие каноны в изготовлении траурных венков, которых также стараются придерживаться специалисты. Например, чёрный цвет, являющийся главным в состоянии скорби, редко располагают в центре самого изделия, обычно черные гвоздики, пионы и розы обрамляют поверхность венка или пускаются понизу. Венок иногда оформляется с учётом русских народных традиций, включает в себя полевое разноцветье, а траур бывает подчеркнут какой-то одной значимой деталью. Богатые венки крупных форм имеют несколько иную стилистическую основу, более походят на общеевропейские образцы. Для них характерно сочетание локальных насыщенных цветов (красный, синий, черный) в резком ритме контраста.

Существует православная традиция, провожая покойного в последний путь, класть ему в изголовье гирлянду из цветов как символ прекрасной, усыпанной цветами дороги в рай. Но следует непременно помнить, что гирляндой из живых цветов украшают покойного в самый день прощания с ним, не ранее, и не рекомендуется оставлять ее в изголовье усопшего при погребении, либо использовать гирлянду из искусственных цветов. Это, впрочем, относится ко всем живым цветам: увядая, они влияют на сохранность тела и потому их вынимают из гроба перед захоронением. Венки из живых цветов на могиле устанавливают домиком, тем самым закрывая могильный холм.

В количестве венков принято придерживаться чётного числа.

Прокрутить вверх